Полосатая "царица джунглей" летит в свой новый дом

Полосатая "царица джунглей" летит в свой новый дом С пойманной на индонезийском острове Суматра тигрицей, насмерть перепугавшей своими частыми визитами жителей деревни Мекар-джая, журналисты встретились в минувшие выходные в столице провинции Бенкулу, где ее готовили к перелету в соседнюю провинцию Лампунг.

"Вполне здорова, лишь несколько обезвожена", - такой вердикт выносит специализирующаяся на тиграх ветеринар из индонезийского парка "Сафари". Значит, Мекар, которая в 2,5 года только что получила имя в честь деревни, где ее поймали, может лететь подальше от людей, которые несколько недель с большим трудом удерживались от того, чтобы ее застрелить.

"Царица джунглей" (так зовут в Индонезии представительниц этого охраняемого законом вида хищников) не только молода, но и не слишком велика - всего 185 сантиметров в длину, 77 сантиметров в холке, 63 килограмма полосатого обаяния. И угрозы.

Слово "суматранский" в данном случае говорит не только о месте, где живут эти хищники - шестом по величине на планете индонезийском острове Суматра, но и об их принадлежности к единственному сохранившемуся в Индонезии виду тигров - суматранскому (Panthera Tigris Sumatrae). Как считают специалисты, наиболее угрожаемому на планете: его численность за последние пять лет сократилась чуть ли не вдвое. А всего в 13 странах мира на этот момент в дикой природе живет лишь 3,2 тысячи тигров по сравнению с примерно ста тысячами в начале ХХ века.

"Раньше в Индонезии жили три вида тигров - балийский, яванский и суматранский, но сейчас сохранился только последний. Суматранских тигров на этот момент насчитывается всего примерно 400 особей, и их численность пока что продолжала падать год от года", - рассказывает РИА Новости провожавший тигрицу в путь генеральный директор министерства лесного хозяйства Индонезии Дарори (Darori).

Действительно, после смерти в 1937 году последнего балийского и вероятного исчезновения в 80-е годы прошлого века яванского тигра, в "стране трех тысяч островов" на этот момент официально подтверждено существование лишь этого самого миниатюрного из всех встречающихся сейчас в мире пяти видов полосатых хищников (средняя длина самца с хвостом лишь 204 сантиметра, вес около 136 килограммов). Суматранский тигр имеет более узкие полосы на теле и более длинную бороду по сравнению с живущими на континенте собратьями.

"Они сталкиваются со множеством проблем - прежде всего, из-за нелегальной охоты, но также и в связи с сокращением естественной среды обитания - лесов. Тигры просто вынуждены выходить за пределы своих территорий, но тогда они попадают в зоны постоянного проживания людей. Именно это и случилось в деревне Мекар-джая, где была поймана пугавшая местных жителей тигрица", - продолжает генеральный директор.

Люди против тигров

"В провинции Бенкулу, вероятно, сейчас насчитывается 40-50 суматранских тигров. И они все чаще появляются в местах проживания людей - сообщения о том, что хищники заходят в населенные пункты, поступали в последнее время из примерно двух десятков деревень", - говорит РИА Новости глава Управления по сохранению естественных ресурсов Бенкулу Анди Басрул (Andi Basrul).

"Но ведь и люди оказывают все большее давление на тигров - как возделывая все новые поля, так и непосредственно охотясь на них. Только за последние пять лет в Бенкулу были убиты пять тигров - по одному в год", - продолжает он.

По рассказам жителей деревни, Мекар появлялась в давшей ей имя деревне на протяжении нескольких недель, причем все чаще и чаще. Пока, наконец, ее не поймали 11 июля.

И тут же встал вопрос, что делать дальше: выпустить ее снова в расположенном поблизости заповеднике? Но суматранский тигр способен за сутки преодолеть до 50 километров, так что тигрица могла вскоре вернуться на привычные места. И жители деревни Мекар были категорически против освобождения тигрицы на территории провинции Бенкулу.

По данным министерства лесного хозяйства Индонезии, за последние два года на Суматре убито или поймано около 40 тигров. Но, скорее всего, реальное количество намного выше: ведь чиновники говорят лишь о тех случаях, которые стали известны.

По более тревожных оценкам экологов, только браконьеры уничтожают на Суматре по 33 тигра ежегодно. Так, лишь один пойманный с поличным в марте этого года в провинции Риау охотник Вирьо Асмади (Wiryo Asmadi) признался в том, что собственноручно с 1960 года застрелил 44 полосатых хищника. "Борода", как прозвали его односельчане, начал охоту на них с 17 лет и продавал добычу перекупщикам в близлежащем Сингапуре.

Что делать с браконьерами - понятно, и министерство лесного хозяйство Индонезии в настоящее время готовит законопроект, призванный превратить десятилетний срок тюремного заключения за это преступление из максимального, как в действующем на этот момент законодательстве, в минимальный. Но что делать, когда сами тигры нападают на людей? А такое в последние месяцы случается на Суматре чуть ли не еженедельно.

Тигры против людей

Как раз в те дни, когда Мекар готовилась к полету, индонезийское национальное информационное агентство Антара сообщило о частых нападениях тигра на скот и собак жителей деревни Каю-Эмбун в соседней с Бенкулу провинции Джамби. Убиты три собаки, две ранены. "Пока что этот тигр на нас самих не нападал, однако мы опасаемся, что жертвой следующего нападения могут стать люди", - говорит староста деревни Джандида (Jandida).

"Вся работа на полях замерла: люди боятся выходить из домов", - продолжает он.

Эти страхи далеко не беспочвенны: менее чем за две недели в мае 2004 года в индонезийской провинции Риау тигры напали на шестерых человек, убив двоих из них. По словам главы Управления по сохранению естественных ресурсов провинции Джоне Кинеди, практически все жертвы занимались незаконной рубкой леса.

"А не лезьте туда, - говорит Дарори о специально созданных для сохранения тигров анклавах в шести суматранских заповедниках. - Это их территория, и люди должны уважать ее. Если вы нарушите границы, на вас нападут - и не вините за это тигров".

Но как быть, когда сами тигры выходят за эти границы? В марте этого года в индонезийской провинции Джамби житель деревни Спонджен 25-летний Дармулис (Darmilus) ловил рыбу на опушке леса, когда на него неожиданно напал вышедший из джунглей тигр, сломавший рыбаку шею. Увидевшие произошедшее односельчане Дармулиса смогли отпугнуть хищника криками, однако осмелились приблизиться к телу только через час.

По словам старосты деревни Юрианто (Juhrianto), это уже второе за последние дни нападение тигров на людей в тех местах. А всего за прошлый год тигры убили на Суматре девять человек.

Люди за тигров

Именно для случаев, когда местные жители категорически возражают против возвращения пойманных тигров в те места, откуда они вышли нападать на деревни, в расположенном на юго-западной оконечности Суматры национальном заповеднике Южный Букит-Барисан и создан анклав Тамблин, где находится Центр спасения тигров (ЦСТ).

Там привезенных из других районов гигантского острова тигров сначала готовят к возвращению в лес: ведь в случае с той же Мекар, например, с момента ее поимки прошло свыше полутора месяцев, которые она провела в клетке, отвыкнув охотиться сама.

"В Тамблине мы помогаем всем (животным) - не только тиграм. Охраняем кораллы, занимаемся морскими черепахами, орлами? Но, естественно, нашим талисманом стал тигр - потому что он интересен всем", - рассказывает РИА Новости создавший "тигриный анклав" крупный индонезийский предприниматель Томи Вината (Tomy Winata).

До прилета Мекар в Тамблине содержались два суматранских тигра - после того, как в январе этого года по завершении полуторагодичной реабилитации в ЦСТ там были выпущены на волю шестилетняя Панти (Panti) и восьмилетний тигр Буюн (Buyung), присоединившиеся к живущим в джунглях этого заповедника 40 или 50 своих собратьям. Они были перевезены в Лампунг из самой северной суматранской провинции Ачех, где были пойманы во время нападений на деревни.

Сидящая в вольере тигрица Салма (Salma) одна убила шесть человек - как считают, именно тех, кто похитил ее тигрят. "Да, тигры способны мстить людям и специально выискивать обидчиков", - считает Вината.

"Ее пока рано выпускать - она еще не оставила мысли о мести людям. Я вижу это по ее глазам", - говорит он.

А вот 14-летний тигр Учок (Ucok), похоже, останется в Тамблине до конца жизни: и стар он, да и не все в порядке у него с зубами, чтобы он смог выжить на воле. Зато с его помощью в Тамблине, возможно, удастся наладить воспроизведение тигров.

"Мы надеемся, что Мекар сможет жить на новом месте в большей безопасности и произвести на свет потомство, - говорил на церемонии передачи тигрицы в Бенкулу секретарь провинции Хамшир Лаир (Hamsyir Lair). - Я призываю крестьян: не убивайте тигров, даже если они проникают в ваши огороды или деревни, а сообщайте полиции или в Управление по сохранению естественных ресурсов".