История лошади меняет представление об эволюции

Лошади, зебры, ослы и куланы - вот и все сохранившиеся до наших дней представители семейства лошадиных. Развитие этих непарнокопытных долгое время считалось хорошо изученным и служило наглядной иллюстрацией эволюционной теории в действии. Но последние открытия международной команды ученых заставляют в корне пересмотреть историю этого семейства.
Огромное количество млекопитающих семейства лошадиных населяли Землю на протяжении многих миллионов лет, в том числе и уже после появления человека разумного. Однако примерно 50 тысяч лет назад большая часть этих созданий вымерла - остались лишь несколько видов, относящихся к единственному роду лошадей (Equus).
Исследователи из нескольких стран, занимающиеся выделением из ископаемых останков генома древних животных и его последующим анализом, выяснили, что различные места в теории эволюции лошадиных очень слабы и не выдерживают проверки фактами. Проведенная ими на базе Австралийского центра древнего ДНК работа показала - многие представления о появлении и развитии этих непарнокопытных следует пересмотреть.
В ходе анализа останков было обнаружено сразу несколько новых видов древних лошадей, обитавших в Европе и Азии. При этом многие из этих групп существовали тысячелетиями. Так, например, найденные в Западной Европе на пещерной стоянке кроманьонцев кости ископаемой лошади оказались совершенно идентичны другим останкам, обнаруженным в Центральной России. Удивителен тот факт, что радиоуглеродный анализ показал - эти особи жили не просто в разное время, их разделяет 1,5 миллиона лет!
Несмотря на то, что колонизаторы, прибыв на американский континент, не обнаружили там лошадей, представители этого семейства животного мира некогда обитали по обе стороны Панамского перешейка. Ранее было доказано, что Северную Америку заселяли однопалые лошади гиппидионы, которые затем расселились и на южный материк, где, в силу еще неизученных данных, сильно изменились внешне и образовали новые подвиды.
Ученым также пришлось пересмотреть сам факт существования нескольких видов. Так, обитавшая еще несколько веков назад в Южной Африке горная зебра на поверку оказалась абсолютно идентична современной равнинной зебре за исключением роста (они достигали высоты 150 сантиметров в холке) и веса (до 400 килограммов против 300 у современных особей).
"Полученные результаты наглядно показывают, как мало мы знаем о возможностях генетического развития отдельного вида со временем и при смене места обитания", - говорит профессор Алан Купер, директор Австралийского центра древнего ДНК. - "Из-за этого мы ошибочно считали, что перед вымиранием, произошедшим примерно 50 тысяч лет назад, разнообразие видов лошадиных было огромным".
"Если же к моменту наступления Ледникового периода биоразнообразие действительно было не так велико, то и само представление о вымирании неверно - ведь погибло гораздо меньше видов животных", - продолжает профессор.
Работа, проделанная генетиками и палеонтологами, особенно интересна тем, что может быть применена при исследовании эволюции человека. В настоящее время ни один палеоантрополог не может однозначно классифицировать все найденные останки человекообразных и определить степень родства между видами. Вместе с тем, практически ежегодно происходят новые открытия ранее неведомых видов человека. Ученые предполагают, что на самом деле их количество гораздо меньше, а найденные останки - лишь варианты развития человеческого рода в местах с разными условиями обитания.
Павел Урушев