Подводная братва

В 1970-х от моральных и эстетических ограничений довоенного кино почти ничего не осталось, и после «Ты живешь только дважды» пираньи начали регулярно появляться на большом экране во всевозможных трэшевых хоррорах. В этом жанре снимались и «Пираньи» Джо Данте, спродюсированные трэш-легендой Роджером Корманом и придуманные сценаристом-дебютантом Джоном Сейлсом, будущим двукратным номинантом «Оскара» за сценарии малоизвестных в России драм 1990-х «Рыба страсти» (никакого отношения к пираньям!) и «Одинокая звезда».

Однако, к всеобщему удивлению, «Пираньи» оказались удивительно удачным клоном «Челюстей». Настолько удачным, что Стивен Спилберг, посмотрев картину, отказался от идеи подавать на ее авторов в суд за плагиат, а затем включил Джо Данте в число своих протеже и открыл постановщику дорогу к «Гремлинам» и «Внутреннему пространству».

Главной причиной успеха «Пираний» было то, что Данте смог распотрошить «Челюсти» и разобраться, что сделало картину суперхитом. В фильме были положенные по жанровому стандарту кровавые сцены и кадры с обнаженными женщинами, но его главными героями были не пираньи и не красотки из массовки «Плейбоя», а люди - настоящие, отнюдь не трэшево обрисованные характеры. А если публика верит в персонажей и симпатизирует им, то она искренне испугается, когда героям будет грозить опасность. Это одновременно более сложная и более эффектная хоррор-техника, чем заливание кадра кровью.

Иногда «Пираний» называют пародией на «Челюсти» или хоррор-комедией, но эти определения неверны. Бесспорно, в фильме Данте больше юмора, чем у Спилберга, однако это скорее попытка нейтрализовать зрительские претензии к сюжету, нежели полноценно рассмешить публику. Мол, «это не слишком серьезное кино, а потому не вдумывайтесь в нюансы и просто получайте удовольствие». И если те же «Гремлины» больше комедия, чем хоррор, то «Пираньи» - фильм ужасов с шутками. Как и многие, многие другие ужастики, не меняющие жанр от того, что зрители иногда смеются во время просмотра.

Казалось бы, от такой картины не стоило ждать никакой научной точности, но, как и в случае «Ты живешь только дважды», с этой стороны к «Пираньям» было невозможно придраться. Поскольку рыбы в картине были мутантами, специально выведенными по заказу Пентагона для подводной войны во вражеских реках. Правда, основным направлением мутаций была способность выживать в нетропическом климате, но если уж так сильно менять пираний, то почему бы заодно не сделать их бесстрашными хищниками, атакующими все, во что можно вонзить зубы? С биологической точки зрения это куда проще, чем перестройка физиологии. К тому же в холодном климате труднее найти пищу, чем в переполненной биомассой Амазонке, и «северные» пираньи уже поэтому должны были быть агрессивнее, чем «южане».

В 1981 году, через три года после премьеры «Пираний», до экранов добрался сиквел «Пираньи 2» - куда более слабая и бредовая лента, в которой речь шла о пираньях, научившихся летать. Однако фильм все равно вошел в историю кино, поскольку был режиссерским дебютом Джеймса Камерона. Изначально канадец был нанят как создатель спецэффектов, но затем первый постановщик ленты ее бросил, и Кэмерон снимал фильм сам. Правда, под бдительным присмотром исполнительного продюсера Овидио Ассонитиса, который не подпустил Кэмерона к монтажу и сам подготовил финальную версию картины. Так что не во всех проблемах «Пираний 2» можно винить режиссера.

Последней остановкой в путешествии «Пираний» по XX веку стал вышедший в 1995 году ремейк картины Данте. Спродюсированная Корманом по заказу кабельного канала Showtime, эта картина интересна лишь тем, что в ней состоялся экранный дебют уроженки Киева Милы Кунис, ныне известной по озвучанию «Гриффинов» и фильмам «Безумное свидание», «Макс Пейн» и «В пролете».